Немецкая компания HelloFresh приобрела 10% долю в компании Шефмаркет, лидере российского рынка доставки продуктов с рецептами, путем денежного вклада в ее капитал.
Размер инвестиций составил несколько миллионов евро. Привлеченные средства будут направлены на расширение производства, запуск новых продуктов и другие проекты развития Шефмаркет.
HelloFresh является глобальным лидером рынка доставки продуктов с рецептами (meal kit). На 2 квартал 2021 года компания обслуживала 7,7 млн домохозяйств в 15 странах, включая США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Германию, Великобританию, Голландию, Бельгию, Люксембург, Австрию, Швейцарию, Швецию, Францию, Данию и Норвегию. В штате компании — более 15 тыс сотрудников по всему миру. Ее капитализация на франкфуртской бирже составляет почти 16 млрд евро. В 2020 году HelloFresh доставил клиентам более 600 млн порций еды (для сравнения, Шефмаркет доставил 3,6 млн порций).
Для HelloFresh эта инвестиция стратегически важна: российский рынок e-grocery, сегментом которого является рынок meal kit, быстро развивается, а по количеству домохозяйств Россия является крупнейшим рынком в Европе и пятым в мире¹. Эд Бойес, коммерческий директор HelloFresh, комментирует сделку: «У HelloFresh и Шефмаркет общие ценности, особенно, в части использования качественных местных ингредиентов и экологичности. С этой инвестицией мы надеемся улучшить то, как люди потребляют еду”.
Шефмаркет, основанный в 2012 году, осуществляет доставку в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, а также в их областях. Компания управляет полным циклом операций: от разработки рецептов и закупки продуктов до производства ингредиентов и доставки заказов. В 2020 году выручка Шефмаркет превысила 1 млрд рублей, компания показала прибыль по сравнению с убытком годом ранее.
Сергей Ашин, основатель и СЕО Шефмаркет, отмечает: «Мы давно начали общение с HelloFresh и в какой-то момент поняли, что партнерство создаст существенную синергию. В данной сделке можно полноценно говорить про «умные деньги»: компетенции HelloFresh, полученные на 15 рынках, в совокупности с нашим локальным опытом, безусловно позволят ускорить развитие Шефмаркет».
Доставка продуктов с рецептами сокращает традиционную цепочку поставки продовольствия. Закупки осуществляются напрямую у производителей, а доставка клиентам исключает посредников и полки ритейла. Рынок meal kit работает преимущественно по подписочной модели: клиенты выбирают подходящее для них меню и получают продукты для новых рецептов, выбор которых обновляется еженедельно. Для управления комплексными процессами в этом бизнесе необходимо иметь эффективную цепочку поставок, производство и развитые IT-технологии.
Акционерами Шефмаркет также являются: один из крупнейших фондов прямых инвестиций в России и СНГ Эльбрус Капитал, крупнейший японский многопрофильный холдинг Mitsui & Co и венчурный фонд Addventure.
Дмитрий Крюков, старший партнер фонда Эльбрус Капитал: «Инвестиция HelloFresh в Шефмаркет является знаковой для российского венчурного рынка — это один из редких случаев, когда российской молодой компании удалось привлечь в капитал глобального стратегического игрока. Мы убеждены, что российские стартапы с отличными командами и доказанными бизнес моделями будут вызывать возрастающий интерес у крупных международных компаний».
[1] https://www.statista.com/forecasts/758620/revenue-of-the-food-market-worldwide-by-country